Диплом Серой Метелки,
выпускницы Хогвартса Сириуса, Рейвенкло
Научный руководитель: профессор Olyush

МАГИЯ ГОЛОСА
Искусство пения как аспект магии голоса

Глава 2. Ангел Музыки. 2.2. Урок


Все шло, как обычно. Уроки в Хогвартсе, полеты на стадионе, прогулки шумной веселой компанией в магазины Хогсмида. "Может, мне все это приснилось"? - подумывала порой Метелка, но тут же гнала от себя эту мысль. Лучше верить в сказку и ошибиться, чем не верить и жить скучно и обыденно. "Если верить, сказка оживет", - напевала густым августовским вечером Метелка одну из своих любимых песен. Шторы покачивались в такт, сова тихонько ухала, самопишущее перо подтанцовывало на чистом нотном листе.

- Сдается мне, ты готова, - прошелестели шторы. Шторы?? Или это были желтеющие листья на деревьях? Или?...
- Запомни, детка.Каждый урок проходит по-разному, потому что у вас, у людей, не бывает одинакового самочувствия и настроения; потому что со временем поднимается уровень владения голосом, а значит меняются задачи урока; потому что если не менять периодически упражнения, эффективность их теряется, поскольку ученик начинает делать их на автомате, повторяя старые заученные ошибки, не идет вперед; потому что каждый новый раз ученик поет немного по-другому, чем в прошлый раз, а значит, и направление занятия немного меняется... и так далее и тому подобное. Поэтому сегодня я покажу тебе, как обычно бывает, приведу разные варианты упражнений. И потихоньку ты вступишь на путь открытия в себе Голоса...
- Вас? = не удержалась Метелка. - И ой... здравствуйте!
- Здравствуй-здравствуй. Нет, не меня. Себя. Ты для себя - самая большая тайна. Больше, чем я, чем кто бы то ни был. Я сейчас - просто посредник, я помогу тебе найти путь к себе. Начнем.

Каждое наше занятие будет состоять из чередующихся упражнений на развитие разных навыков, о которых я рассказывал тебе в прошлый раз. За упражнениями на развитие объема голоса мы займемся упражнениями на развитие звонкости, затем – на развитие дыхания, затем – на развитие полетности, затем – на сочетание этих навыков и так далее и тому подобное На одном занятии мы будем выполнять несколько подобных блоков упражнений. Очень огрубляя, мы получаем такую схему: упражнения на звук, на дыхание, на объем; еще раз на звук, на дыхание, на объем; и еще раз на звук, на дыхание на объем... и т.д. и т.п.

До того, как начать...

Есть пара нехитрых правил, которые следует соблюдать в тот день, на который назначено занятие магией голоса... Да, ты зря волновалась. Я буду предупреждать тебя о занятиях. В прошлый раз я пропал, поскольку это было необходимо. Необходимо дать тебе последний тест, дать тебе возможность сделать выбор. Ведь путь, на который ты становишься, - путь очень долгий и непростой... Итак, слушай.

1. Где-то за час – за два до занятия тебе стоит хорошо покушать. Сразу перед занятием набивать живот не надо: петь будет тяжело. А на голодный желудок у тебя просто не будет необходимой энергии, и голос будет звучать вяло.

2. Если твое состояние здоровья оставляет желать лучшего, занятие лучше отменить. Если ученик находится в состоянии очень сильной усталости, то занятие тоже лучше отменить. Хм. Ты у нас девушка, а у девушек на критические дни занятия не назначаются. Предупредить меня очень просто: подойти к окну, сконцентрироваться, протянуть руки вверх и передать свое послание облакам. Тебе как орлице Рейвенкло такой способ связи должен даваться легче, чем многим, так что справишься.

3. Если ты опаздываешь на урок, хотя лучше этого не делать, ни в коем случае не беги. Лучше, опять-таки, послать мыслеграмму и предупредить об опоздании (я тебя не съем, я же просто Голос). В ином случае восстановление ровного дыхания после бега займет неоправданно много времени, а время дорого.

4. Ни в коем случае перед занятием нельзя принимать спиртных напитков, но ты девушка приличная, ты и так этого делать не будешь.

5. Идеальное состояние перед уроком: позитивное настроение, спокойное уравновешенное состояние, бодрость и энергия, здоровое состояние организма. Все поняла?
Метелка согласно кивнула, и Ангел продолжил рассказ.

Предварительный этап урока: «разогрев»

Любое занятие, особенно на начальном этапе, мы будем начинать с физической подготовки к оному. Прежде всего нужно расслабиться. Да, даже если ты нервничаешь перед своим первым уроком.

1) Сядь ровно, выпрями спину и подтяни живот (обхвати пальцами рук свои локти и подними в таком положении руки за голову: живот подтянется сам; руки можно опустить, живот оставить в поджатом состоянии). Расслабься полностью. Все мышцы, кроме тех, что держат живот поджатым, должны быть полностью расслаблены. Если не получается сразу расслабиться, можешь сделать мягкие движения головой по кругу, вправо и влево; потом то же – плечами, руками, кистями рук. Затем расслабься и немного посиди в таком положении.

2) Дальше нужно расслабить мышцы челюсти и горла. Почувствуй, как корень языка слегка уходит вниз и назад, а челюсть под собственным весом немного опускается. Когда челюсть и горло зажимаются, звук тоже не может пройти свободно и открыто. Можно несколько раз повторить упражнение: мягко опустить нижнюю челюсть вниз, затем вернуть ее на место.

Затем тебе предстоит выполнить несколько дыхательных упражнений.

1) Положи ладони на живот, сделай несколько спокойных вдохов и выдохов. При правильном дыхании живот должен подниматься и опускаться. Для тренировки такого дыхания можно лечь, положить на живот большую тяжелую книгу и делать медленные вдохи и выдохи. Книга должна опускаться и подниматься вместе с животом... Возьми вот этот том с заклинаниями, он большой, тяжелый, как раз подойдет для твоих целей.

2) Следующее упражнение на активный вдох и выдох. Чередуешь очень быстрые вдохи-выдохи с открытым ртом, как дыхание собачки. Обрати внимание, при упражнении бока должны расширяться, а живот в районе солнечного сплетения быстро двигаться вперед-назад. Очень важно проследить, чтобы при выполнении этого упражнения не поднимались плечи.

3) Следующее упражнение на равномерность выдоха. Сделай активный вдох носом, послав воздух в область живота. Да, вот так, молодец. На звук «ц», «з» или «ж» медленно выдыхай воздух. Мышцы живота должны оставаться напряженными и контролировать степень выхода воздуха. Можно засечь время на секундомере, когда будешь выполнять это упражнение самостоятельно. По мере увеличения навыков время, затраченное на упражнение, должно увеличиваться.

4) Следующее упражнение на шип. Короткий резкий вдох «в живот», открыть рот и шипеть, как кошка, при этом удерживая воздух мышцами в районе солнечного сплетения (чтобы воздух выходил равномерно)... Говоришь, твоя анимагическая форма - кошка? Значит, ты хорошо должна понимать, что именно надо сделать. Если дыхания при шипении хватает лишь ненадолго, можно немного себе помочь: наклониться вперед, положив руки себе на поясницу, и повторить упражнение. Должно стать легче.

В качестве разогревающих упражнений также можно выполнить комплекс на укрепление мышц языка, мягкого неба и губ. 1) Вытяни губы в трубочку, покрути трубочкой влево-вправо, вперед-назад, влево-вправо. Не смейся! Еще раз. Вот так. 2) Теперь сверни язык в трубочку, затем сверни его, как парус. 3) Открой рот и резко выталкивай язык наружу так, чтобы обратно он как бы запрыгивал сам. Движение похоже на то, что делает лягушка, которая ловит комара. Да не смейся же ты! Все эти упражнения кажутся дурацкими и смешными, но они идут тебе на пользу. И я предупреждал, что занятия голосом - штука непростая.

Необязательно на одном занятии выполнять ВСЕ приведенные упражнения, обычно достаточно лишь нескольких. Сегодня я просто показываю тебе, какие упражнения бывают. Обычно же разогрев занимает не более 10-15 минут, а не полчаса, как сейчас. Идем дальше.

Первый этап: упражнения на объем

Теперь можно, наконец, начать извлекать звуки.

Особенно на первых порах учебы очень полезно упражнение «природный тон». Расслабь все мышцы, кроме мышц живота (физического напряжения категорически не должно быть!). Расслабь мышцы челюсти и горла, ты уже знаешь, как это делать. Сделай вдох носом, как будто ты нюхаешь свежие цветы, и максимально расслабься. Как только почувствуешь, что пошел выдох, добавь к нему голос. Если расслабиться удалось, твой голос сам найдет удобную для организма ноту. Голос должен быть низким, идущим из самой глубины, похожим на стон. Вот так... Усиливать голос не надо.

На природном тоне делаем следующее упражнение. Мычим/стонем с закрытым ртом на простую мелодию: до-си-ля-си-до, и так же, поднимаясь по пол тона вверх по гамме. При выполнении упражнения у тебя должно возникнуть ощущение, что ты опускаешься в теплую ванну с пеной: стон усталости, расслабления и удовольствия. Приятно? Вот и славно!

Пример упражнения

На ту же мелодию, что мы недавно стонали, поем МИ-И-И-И-И. Не должно быть напряжения, как и в прошлом упражнении. Звук «и» во время пения не должен отличаться от обычного разговорного «и», как в слове «улитка».

Оставаясь на природном тоне, можно делать и упражнение с открытым ртом, на звук «а-а-а-а». Можно просто произносить «а» на интонации стона или на простейшей мелодии а-ля колыбельная. Лучше всего если такую мелодию ты найдешь для себя сама. Она сама должна появиться откуда-то из глубины, и это будет идеальная твоя мелодия. Попробуй поискать ее потом, когда я уйду.

Упражнения на звонкость

Оставляя все те же ощущения, что были при выполнении предыдущих упражнений, представь, что ты настойчиво что-то от кого-то требуешь, как умеют требовать дети. Представила? Теперь попробуй выразить эти ощущения через такие звуки:

1) Ми-рей-ми-рей, ми-рей-ми-рей, ми-рей-ми-и-и-и-рей.

Послушай, как можно это сделать!.

2) Я не случайно упомянул детей. Дети кричат и разговаривают очень звонко. На данном этапе от тебя требуется найти в своем голосе собственную «детскость». На очень легком и свободном выдохе скажи «ке», нарочито дурным, детским голосом. А теперь упражнение: ке-э-э-э-е, ке-э-э-э-е, ке-э-э-э-е, ке-э-э-э-е.

Послушай!

Найти в своем голосе настоящую, а не подражательную «детскость» - занятие непростое. В помощь могут пойти и наблюдение за детьми, а также прослушивание и исполнение детских песенок.

Упражнения на дыхание

А теперь вспоминаем упражнение «собачка» из разогревающего блока. У тебя должны активно и свободно работать мышцы в районе солнечного сплетения и расширяться бока, как при хохоте.

1) Блоха-ха-ха, блоха-ха-ха, блоха-ха-ха, блоха; блоха-ха-ха, блоха-ха-ха, блоха-ха-ха, блоха.

Послушай!

2) Усложненная версия того же упражнения. Блоха-ха-ха-ха, блоха-ха-ха-ха, блоха-ха-ха-ха, блоха; ха-ха-ха-блоха, ха-ха-ха-блоха, ха-ха-ха-блоха, ха-ха-ха.

3) А сейчас - упражнение на переход со звука на смех. Ми-и-и-и-а-ха-ха-ха-ха.

Послушай!

Упражнения на полетность (крик)

Сочетать объем, звук и дыхание – задача, требующая очень серьезной работы. Есть еще навыки, которые помогут удерживать звук, дыхание и объем вместе. Даже тихое пение – это активный крик. Крик дает своего рода «стержень» звуку, дает полетность. Но очень важно не путать крик как технику с просто попыткой издать громкий звук. Это разные вещи.

1) Представь себе, что ты потерялась в Запретном Лесу, а голос - вот незадача! - сел от простуды. Поэтому ты пытаешься позвать кого-то на помощь и очень активно кричишь вдаль, но почти без голоса. Тихо!! Еще тише! Попробуй сделать это на «Хэй»! Если ты все сделала правильно, то ты должна почувствовать, что а) бока расширились, б) сократились мышцы внизу живота и мышцы в районе солнечного сплетения, в) дыхание идет плотно и равномерно. Почувствовала? Молодец. Постепенно ощущения будут усиливаться. Очень важно начинать делать упражнения на крик на очень тихом звуке, чтобы не поддаться соблазну и не пытаться достичь громкости за счет горла.

2) Сохраняя все те же ощущения, позови девушку по имени «Оля». Так и кричи: «Оля, Оля, Ооооооля!»
- А если она придет?
- Значит, ты хорошо выполнила упражнение!
- А если сбегутся все соседи, с волшебными палочками и скалками?
- Значит, ты выполнила упражнение просто отлично!

Послушай!

Упражнения-эмоции

Разрабатывать и закреплять весь комплекс необходимых при правильном вокале ощущений помогают нам эмоции, выраженные через звук. Сейчас тебе предстоит побыть немного актрисой, и чем лучше ты сумеешь отыскать в себе нужные эмоции, тем лучше получатся упражнения.

1) «Уйди, уйди скорей» / вариант: «Уйди, уйди, уйди, уйди». Вложи в это упражнение весь комплекс негатива, который ты сумеешь в себе отыскать. (Кстати, помимо пользы для развития голоса, это упражнение приносит еще и большую психологическую пользу: ты сбрасываешь отрицательную энергию).
- А если я не хочу, чтобы Вы уходили? А я не хочу! - воскликнула Метелка.
- Не переживай, я пока что никуда уходить не собираюсь. Но ты можешь, например, представить, что в самый разгар урока кто-то ворвался в твою комнату и просит у тебя списать домашку, причем немедленно... О, так значительно лучше звучит. Убедительнее. Вначале, на более низких участках диапазона, сообщи воображаемому недругу «Уйди» с достоинством, с ощущением, что ты – по меньшей мере Юлий Цезарь, прогоняющий от себя неугодного. Чем выше ты поднимаешься по гамме, тем больше вкладывай крика, раздражения, негодования в свой голос. Верхние ноты в упражнении должны напоминать звук сирены. Прием тихого крика тебе должен помочь.

2) «Это ты». В зависимости от твоего настроения, вложи в это упражнение упрек («это ты разбил мою любимую чашку») или похвалу («это ты блестяще выполнил такое сложное дело!»). И чем выше ты поешь, тем эмоциональнее должен быть посыл.

3) «Да, это я». А сейчас ты убеждаешь всех вокруг, что это именно ты сделала такое замечательное, сложное и полезное дело. Сообщи о себе всем окружающим и сделай это с гордостью, радостью и удовольствием; обязательно активно.

4) «И я, и я, и я, и я, и я, и я-я». А здесь покапризничай, как ребенок, поклянчи чего-нибудь у взрослых. «И я хочу пойти с вами гулять в Хосгмид!», «и я хочу всевкусную конфетку», «и я тоже так могу, разрешите!». Не забудь, чтобы у тебя активно работали мышцы солнечного сплетения (как на упражнении с дыханием собачки) и чтобы голос был звонким, с «детскостью».

5) «Ишь ты какой!». А на этом упражнении восхитись чем-то и очень сильно удивись чему-нибудь.

Послушай пример "Уйди скорей"
Послушай пример "Уйди, уйди"
Послушай пример "Это ты"
Послушай пример "Да, это я"
Послушай пример "И я"
Послушай пример "Ишь ты какой!"

Упражнения на развитие ровного звука на всем диапазоне

Довольно сложно добиться того, чтобы на всем диапазоне голос звучал в равной степени сильно, ярко, богато и красиво. В эстрадном вокале существует так называемая «теория лифта»: нужно представить, что с нижнего этажа Башни ты поднимаешься на верхний, а потом с верхнего – на нижний. Лифт «несет» один и тот же вес как внизу, так и вверху. На развитие ровного диапазона можно выполнять такие упражнения:

1) Ке-е-э-э-э-е, е-э-э-э-е. Все то же ке-ке, подразумевающее, что в твоем звуке есть «детскость», «сирена» (как при крике), объем, а дыхание проходит ровно и свободно. Все, что ты хочешь придать звуку, придай самому первому, а затем ничего не меняй: голос сам взлетит на октаву вверх.

2) «Какая, какая кругом красота! Какая, какая кругом красота!» Тоже октавное «лифтовое» упражнение, но с остановками по пути. Можешь добавить эмоцию, так будет проще: обрадуйся, восхитись и удивись!

Пример "Ке-ке"
Пример "Какая кругом красота"

Упражнения на дикцию

Если ты будешь петь активно, а не вяло, правильно дышать и подавать звук наружу, а не вовнутрь, то большая часть проблем с дикцией решится сама собой. Впрочем, упражнение никогда не помешает. Пой четко и легко:

Бибо-бибо-бибо-бибо, бибо-бибо-бибо-бибо-би.

Пример упражнения

Упражнения на координацию слуха с голосом

Многие говорят о себе: «У меня нет слуха», но если человек вообще слышит, то слух есть, просто нет достаточной координации слуха с голосом. Координация достигается постепенно, вместе с развитием вокальных навыков, и, прежде всего, вместе с формированием хорошей опоры (работа нужных мышц живота+дыхание). Для развития точности и аккуратности, впрочем, не помешают некоторые упражнения.

1) До-ре, до-ми, до-фа, до-соль, до-ля, до-си, до-до; до-си, до-ля, до-соль, до-фа, до-ми, до-ре, до-до. Можно петь то же самое только на «и», это проще.

2) Просто петь гаммы, обычные и хроматические, тоже весьма полезно. Когда это не будет составлять труда, следующий этап – научиться петь гаммы без фортепиано, периодически проверяя себя, «не уехала ли» ты из тональности. Таким же образом, а-капелла, без сопровождения инструмента, можно учиться петь любые упражнения. Это сложно, но очень полезно для развития интонации.

Комплексные упражнения

Упражнения, очень полезные для окончания занятия, - это упражнения, требующие минимум голоса и максимум работы нужных мышц.

1) «Тарахтение» без звука, одними вибрирующими губами.

2) Рычание, выполняется на такие же мелодии, как "тарахтение".

Пример простой версии упражнения
Пример усложненной версии"

***

После интенсивной распевки необходимо отдохнуть (если есть возможность, то около 30 минут) и лишь потом переходить к исполнению песен.
- Во время отдыха мы можем поболтать?
- Можем. Но лучше болтать буду я, а ты будешь слушать. За время урока ты и так немало помучила свой голосовой аппарат, неплохо бы ему отдохнуть. А после отдыха занимаемся ариями, песнями...

Работа над произведениями

Приступая к работе над новой песней, не стоит кидаться на нее разом и работать сразу над звуком, динамикой, драматургией. Лучше всего разделить работу на этапы.

1) Первый этап – выучить мелодию. Не петь ее со словами, а выбрать удобную гласную. Например, если мелодия плавная, легатная – петь высокие ноты на «о» и «у», а низкие ноты на «а»; а если мелодия быстрая и ритмичная, петь на «нэй» или «мяу».

2) Второй этап - разобраться с дыханием. То есть где брать дыхание в песне. Обычная ошибка – попытка брать дыхание как можно реже. На самом деле дыхание надо брать часто, сообразуясь с фразировкой текста. Там, где при обычном чтении текста ты бы остановилась, поставила запятую, там можно брать дыхание при пении. Для удобства при разучивании песни можно проставить галочками в нотах или тексте места, где ты решишь брать дыхание. Так будет проще запомнить дыхательную схему песни.

3) Третий этап – техническая работа с текстом. Текст нужно прочесть вслух (не спеть, прочесть!). Определиться с дикционными сложностями, проработать сложные отрывки по несколько раз, как скороговорки, выговаривая их четко и постепенно увеличивая темп.

4) Четвертый этап - творческая работа с текстом. Прочти текст как стихотворение, «с выражением». Подумай о ситуации, на фоне которой могли бы разворачиваться описанные в тексте события. Пропусти эту ситуацию через себя, окрасьте живой эмоцией. Продумай драматургию, которую должен будет подсказать сам текст.

5) Пятый этап – все соединить. На этом этапе важно научиться не упустить ни один из компонентов, и потому здесь имеет смысл задержаться дольше всего, «впеть» произведение. Очень полезно записывать исполнение на любое доступное звукозаписывающее устройство и внимательно слушать получившуюся запись, пытаясь ее объективно оценить: понять, что удалось, а что – не очень, над чем еще надо поработать. (Это если меня нет рядом, хотя в любом случае запись полезна: после урока ты смогла бы послушать себя со стороны, оценить, что ты делала правильно, а что - не очень.) Задай себе следующие вопросы при прослушивании записи: понятен ли текст? Верна ли музыкальная интонация? Не провалены ли низкие ноты, не слишком ли резки верхние? Логично ли, естественно ли звучит фразировка? «Считывается» ли настроение, эмоция с исполнения? На этом этапе можно пойти дальше, подойти к песне творчески. Поискать нужный звук, подумать о вокальных украшениях; возможно, поимпровизировать с ритмом, фразировкой, кульминацией. Тут уже каждый становится сам себе творцом и советы излишни, так как мы уходим в область художественного вкуса.

***

Напоследок остается сказать, что магия голоса – штука тонкая, требующая терпения, внимания, любви и старания. Заниматься нужно регулярно, пара разрозненных попыток не имеет смысла и, конечно, не даст результатов.
- Это я понимаю. И готова учиться! - воскликнула Метелка. Сердце внутри бешено колотилось: еще бы, ведь девушка встала на путь к своей мечте.
- Вот и хорошо. Тогда следующее занятие - ровно через неделю. Будь готова.

Занавески зашуршали, у окна поднялся вихрь, а через пару секунд все стихло. Как будто и не звучал только что в небольшой комнатке Синей Башни странный, удивительный, бесплотный Голос.

- А ведь любой человек, который по-настоящему этого хотел бы, мог бы получить эти бесценные уроки, - подумала Метелка, взялась за перо, и быстро-быстро начала что-то писать в самом лучшем в нынешнем сезоне состаренном свитке бумаги...


(c) Серая Метелка, 2009

Назад | На главную | Вперед

Hosted by uCoz