Диплом Серой Метелки,
выпускницы Хогвартса Сириуса, Рейвенкло
Научный руководитель: профессор Olyush

МАГИЯ ГОЛОСА
Искусство пения как аспект магии голоса

Глава 2: Ангел музыки. 2.1. Встреча


"...все великие артисты хотя бы раз в жизни встречались с Ангелом Музыки... Ангела никто никогда не видит, но избранные души слышат его. Происходит это чаще всего в такие моменты, когда люди меньше всего этого ожидают, когда они пребывают в печали и отчаянии. И вот тогда в ушах начинает звенеть неземная музыка, слышится божественный голос, и они запоминают его на всю жизнь..." (с)

У Серой Метелки с самого детства была мечта. ...Нет, мечты-то бывают у всех, в этом нет ничего особенного. Кто-то из юных магов мечтает стать великим зельеваром, кто-то - лучшим ловцом современности, кто-то - боевым магом. А Метелка мечтала встретиться с Ангелом Музыки. В конце концов, нет ничего особенного в том, чтобы в волшебном мире повстречаться с единорогом, фениксом или боггартом (не к ночи будь помянут). Почему бы и не с Ангелом Музыки? Когда девочка оставалась одна в комнате, она смотрела в небеса и пела. Но Ангел не приходил. А однажды повзрослевшая Метелка ждать перестала: "Я хочу петь? Хочу, чтобы музыка касалась души и уносила в дали неведомые? Ну так и чего я жду?"

И вот так Метелка оказалась на перекрестке множества дорог, ведь вокалу обучали издавна, методик было наработано немало. Даже те школы, которые считаются традиционными классическими, имеют существенные различия между собой, а еще и разнообразные течения внутри. А ведь есть еще различные народные методики, есть современные эстрадные и джазовые школы вокала. Юная волшебница попробовала себя в освоении классики, но быстро осознала, что ей не хватает особого смирения, необходимого для такого строгого и каноничного пения. Тогда Метелка попробовала петь свои песни так, как Мерлин на душу положит. Вроде, получалось не так и плохо, но что-то было не так, совсем не так.

- "Я никогда не умел быть первым, но я не хочу быть вторым", вот это точно про меня, - горько усмехнулась Метелка, отбросив ноты в угол комнаты.
- Не наговаривай на себя. Просто пока что ты все делаешь не так, - неведомо откуда раздался громовой голос. - Ты пытаешься "поставить" голос. А не нужно его никуда ставить, голос - не ваза. Не нужно прививать голосу какие-то свойства искусственно. Возьми за основу естественность, раскрой свой собственный голос, заложенный в тебя самой природой, с самого рождения...

У окна мелькнула какая-то светлая тень, в воздухе полилась тихая и очень нежная музыка, а Гремящий Голос зазвучал тише, мягче, бархатнее.

"Неужели это тот самый Ангел?" - мелькнула мысль в голове Серой Метелки, - "Тот самый", - Голос даже не прозвучал, но ответ четко был сформулирован в сознании девушки.

- Наверняка, ты обращала внимание, как истошно и пронзительно может плакать и кричать младенец? Его голос «пробьет» любой зрительный зал и сделает это получше, чем голос любого опытного оперного певца. А вспомни, как младенец может гугукать и ворковать! Нежно, мягко, ласково. В голосе грудничка сочетается и сила, и мягкость, все оттенки, данные голосу природой. Младенец пользуется своим голосом свободно, не задумываясь. У него еще нет рамок, поставленных обществом и самим собой (помнишь? - «Нельзя так громко кричать», «веди себя прилично и тихо» и т.п.). Это и есть природный голос, который есть у каждого из нас, и который постепенно скрывается от нас в глубинах организма, зажимается миллионом способов. Когда младенец издает громкие звуки, он издает их всем телом. Его тельце сотрясается при плаче или смехе. А когда взрослый человек, выстроившись по стойке смирно, зажатый, скованный, пытается издать звук, получается лишь слабое подобие того полного, сочного, громкого крика ребенка. Вот он, контраст естественности и зажатости!

- Но я-то не младенец больше! - воскликнула Метелка. - Все это хорошо, но как же вернуться к природным рефлексам? Подражать грудным детям? А если не получится?
- Детка, если рядом с тобой живут грудные дети, конечно, можно за ними наблюдать, подражать им. Это не вредно. Но взрослому человеку все равно сложно полностью отключить сознание. И сознание будет мешать...
- Так что же делать-то?
- Сделать так, чтобы сознание работало нам на пользу: разобраться в природе голоса и научиться ей следовать. Предлагаю попробовать...

Человек, не занимавшийся пением и рассматривающий проблему со стороны, скорее всего, предположит, что источник голоса – горло и голосовые связки. И он не будет абсолютно неправ: и горло, и связки задействованы при голосообразовании. Связки, к примеру, колеблются, пропуская воздух. Однако ни в коей мере не являются единственными и главными источниками звука. Согласно нейро-бронхиальной теории происхождения звука, звук порождается бронхиальной системой человека (так же, как и у животного). Русский врач Илья Грузинов сделал любопытное открытие: если вырезать бронхиальную систему и продуть ее (разумеется, не у живого человека), то пленки, идущие по бронхам, издадут идеально чистый звук. То есть человеческий голос рождается вовсе не при колебании связок, а в груди. Используя язык биомагии, можно сказать, что источником звука является воздух, приводимый в колебательное состояние мембраной бронхов и трахеи. Колебание мембраны осуществляется с помощью гладкой мышечной системы, иннервируемой вегетативной нервной системой, которая в свою очередь регулируется психикой - центральной нервной системой. То есть, проще говоря, за звук отвечают два главных органа: мышцы и голова. А связки осуществляют только частотную регуляцию звука.

- Сложно? - внезапно прервал свою лекцию Голос.
- Ну вот все эти анатомические подробности... да, честно говоря, сложновато, - призналась Метелка.
- Ничего, сейчас поясню, как работает голос, пользуясь метафорикой. Знаю, она тебе ближе.

Если смотреть шире, наш организм – это наш музыкальный инструмент, и его состояние (насколько мы физически здоровы, бодры и энергичны) естественным образом влияет на качество нашего голоса. Когда человек болен или ослаблен, голос будет звучать тускло. Когда человек принял алкоголь и не может полностью себя контролировать, голос также не будет поддаваться необходимому контролю. Когда человек перегрелся на солнышке, это тоже отразится на качестве вокала. Когда человек нервничает и переживает, голос будет звучать зажато и неестественно. И так далее и тому подобное. И при нормальном здоровом состоянии нашего организма поведение нашего тела все так же продолжает оказывать влияние на голос. Свободному и естественному течению звука помогает правильная осанка (ровная спина, подтянутый живот, опущенные плечи, ровно поставленная голова: не опущенная и не задранная). Любая физиологическая и психологическая зажатость тут же повлияет на зажатость голоса. Отсюда следует очень простое и одновременно с тем очень сложное к выполнению правило: хочешь хорошо петь – заботься о своем физическом и душевном здоровье и о комфортном спокойном состоянии себя любимого.

- О, а я как раз в квиддич играю. Эээ... иногда. Так что моя физическая форма вполне себе в норме. Но что, разве это значит, что вся наша дружная квиддичная команда с легкостью превратится в хор, достойный Метрополитен Опера?
- Да, - улыбнулся Голос, - подвох ты заметила верно. Здоровое тело – это хороший музыкальный инструмент (и, конечно, лучше иметь в своем распоряжении скрипку Страдивари, а не кустарную поделку). Но нужно его еще настроить, а потом – научиться на нем играть, а это совсем не просто...

- Скажите, Ангел... - Метелка не сдержалась и перебила Голос, поскольку уже давно терзалась сомнениями, - но ведь легенда гласит, что Вы приходите лишь к избранным. И вот Вы здесь... Приятно, конечно, верить в собственную уникальность, но я ничуть не более талантлива, чем многие.
- А ты во все легенды так слепо веришь? - зловещий хохот гулко пронесся по комнате. - Здесь под Хогвартсом такие катакомбы, лабиринты и коридоры... Ууууууууу! Страшно? Хо-хооо! Утащу, и не заметишь!.. Да не бойся, глупая. Мне нет нужды пленять любых симпатичных мне певичек. Да и прихожу я не только к избранным. Я прихожу к тем, кто меня ждет. К тем, кто верит в магическую силу музыки. И к тем, кто готов отдать свою душу другим - через свой голос. Таким я помогаю. Конечно, если они не отмахиваются от моего Голоса, как от причуды и фантазии...
- Я не отмахнусь, нет! - поспешила ответить Метелка.
- Да я вижу, - ухмыльнулись из-под потолка. - Тогда я расскажу сегодня о том, что тебе понадобится для наших уроков...

Начнем с того, что три основных составляющих пения – это ЗВУК, ДЫХАНИЕ И ОБЪЕМ. Три этих составляющих должны работать сопряженно друг с другом, и при этом каждую из них можно временно «отключить», а потом включить обратно. Как пальцы на руках. Можно загнуть любой из пальцев, можно согнуть их все в кулак, можно все разогнуть.

ОБЪЕМ

В отличие от обычного нашего невнятного разговорного бормотания, когда голос звучит объемно, он богат обертонами, свободен и устойчив (не срывается с ноты, не дребезжит). Объем – это основа, опора нашего голоса. В опере и джазе без большого объема никуда, но и в других стилях хороший объем очень важен. А в разговорной речи объем придаст убедительности и красоты нашему голосу. Как мы можем этот самый объем отыскать?

1) Стон. Когда мы протяжно и устало стонем (Голос гулко простонал, так, что с подоконника сорвалась задремавшая сова и тут же заухала), голос наш звучит глубоко, тягуче, бархатно, а главное – свободно. Объемно. Если мы прислушаемся к своему телу, то заметим, что при глубоком стоне у нас слегка расширились бока и напряглись мышцы внизу живота.

2) Тошнота. Прошу прощения за неаппетитные подробности, но представь, что тебя тошнит. Да-да, прямо сам момент. Получилось? Отлично! А теперь еще раз, и зафиксируй ощущения. Мышцы внизу живота сократились еще сильнее и ощутимее, чем они сокращаются, когда мы стонем. Запомни их, именно эти мышцы нам нужны, с ними придется работать.

3) Крик вдаль. Представь, что ты собираешь грибы в Запретном Лесу и перекрикиваешься с подругами. Так вот, крикни очень тихо, но с силой и вдаль: «Ээээээй»! Если ты сделала все правильно, то у тебя опять напрягутся мышцы внизу живота, разойдутся в сторону ребра... Нет-нет, не сейчас. Сейчас просто запоминай то, что я говорю.

4) Проверка. Если сомневаешься в правильности своих ощущений, сядь на табурет, выпрями спину, подними обе руки над головой и возьмись правой рукой за левый локоть, левой рукой - за правый. А теперь обрати внимание на мышцы внизу живота. Они сократятся не слишком сильно. Не так, как при «тошниловке», но, по крайней мере, ты сможешь проверить себя, что ты все сделала правильно.

Итого: мышцы, отвечающие за наш объем, находятся внизу живота.

ЗВУК

Звонкий, яркий, громкий и пронзительный звук (а именно о нем сейчас и речь) нужен, чтобы нас было слышно. Даже самый красивый, объемный, но очень тихий стон привлечет меньше внимания, чем пронзительный резкий крик, похожий на сирену... Хм, пожалуй, не будем пугать сов. Пока что. При пении уровень звука может быть разным: тихим, громким, средним. Но в любом случае звук должен быть активным, не вялым. Знаешь, как бывает, когда человек говорит, вроде, тихо, а все внимание приковано к нему? Вот такого уровня тихий звук подойдет для пения или для привлекающей внимание речи. Как такой звук найти?

1) Все тот же тихий крик вдаль, который мы уже использовали для нахождения объема. Только теперь обращаем внимание не только на низ живота, но и на то, как сократились при крике мышцы в районе солнечного сплетения.

2) Смех. Нам нужен заливистый смех, такой, от которого живот сотрясается, а потом болит. Если не получается вызывать смех с помощью воображения, попросите ближнего своего пощекотать вас. Или (чуть более гуманный способ) рассмешить. Вот как-то так... Эй-эй, брыкаться зачем? Я все равно ничего не почувствую! Обрати внимание, будущая дива: при правильном смехе «от живота» у нас опять работают мышцы в районе солнечного сплетения. Вспомни, как умеют заливисто смеяться дети. Постарайся сделать то же самое, тогда точно получится то, что нужно.

3) Дыхание собачки. Когда собачкам жарко, они часто-часто дышат, высунув язык. Попробуй сделать то же самое, и ты сможешь найти те же мышцы, что можно найти при правильном не зажатом смехе. Кроме функции поиска, такое упражнение выполняет полезную укрепляющую функцию. Обычно эти мышцы у людей, не занимающихся вокалом, довольно слабые. А при дыхании «собачкой» на эти мышцы дается хорошая такая нагрузка.

4) Всхлип (хныканье). При активном хныкании или настоящем многократном всхлипе задействуются все те же нужные нам мышцы.

Итого: звуковым мышечным центром является район солнечного сплетения.

ДЫХАНИЕ

Без дыхания звука просто не будет (можешь проверить: задержи дыхание и, не выпуская воздуха, попробуй что-нибудь издать. Не получается? То-то же). Чем дыхание ровнее, глубже, естественнее и свободнее, тем ровнее, глубже, естественнее и свободнее мы получим звук. Неслучайно йоги прекрасно умели петь: это все их знаменитая дыхательная гимнастика.

Распространенное заблуждение: для того, чтобы дыхания хватало на длинную фразу в пении или речи, нужно успеть набрать очень_много_воздуха. Ничего подобного! Очень много набранного воздуха – это неестественные для человека условия. Слишком много воздуха не даст нам ровный и свободный поток. Более того, всегда есть тенденция как можно быстрее выпустить это самое «слишком_много_воздуха». На самом деле воздуха нам нужно ровно столько, сколько мы его берем естественным образом, для того чтобы говорить. Пожалуй, единственная разница в том, что брать дыхание надо коротко, активно и «в живот». Как будто мы очень чему-то удивились, да так сильно, что аж открыли рот и коротко сказали «А!».

Еще одно распространенное заблуждение – попытка удерживать дыхание при пении, чрезмерно контролировать. Парадокс заключается в том, что если позволить себе распоряжаться дыханием свободно, не бояться его выпустить, то больше воздуха останется для пения. Удивительно, но правда. Когда звук «садится» на естественный и ровный поток дыхания, он также легко и свободно льется, давая нам то, что нужно.

Очень важно брать дыхание «правильным местом». То, как многие из нас дышат, - верхними долями легких (так, что при дыхании приподнимаются плечи) – это короткое, верхнее дыхание, и для пения оно не годится. У пресловутых йогов есть понятие «полного дыхания»: использования брюшного, диафрагмального, грудного и ключичного дыхания вместе. При этом главную роль на себя берет дыхание, исходящее из нижних долей легких, «нижнее», брюшное дыхание. Именно такое дыхание дает нам много воздуха без ощущения, что мы этим воздухом захлебываемся. Если мы всю жизнь дышали по-другому, то вначале привыкнуть непросто. Но выработать такую привычку очень полезно не только для пения, но и для здоровья организма в целом (впрочем, это уже тема для отдельного разговора). Кстати, в восточных единоборствах тоже используется именно брюшной тип дыхания и, разумеется, неспроста. Как мы работаем с дыханием при пении?

1) Раз речь идет о нижнем типе дыхания, несложно догадаться, какие мышцы должны нам помогать для того, чтобы такое дыхание контролировать. Конечно, те самые мышцы внизу живота, которые помогают нам держать объем (способы поиска мышц все те же, что уже были описаны).

2) Кроме того, чтобы поток воздуха шел ровно, не прерываясь, стабильно, нам нужно, чтобы работали мышцы в районе солнечного сплетения, тоже нам известные.

3) Шип. Давай вспомним, как шипят рассерженные кошки. Раскрывают пасть и издают долгий ровный шип. Вот такое упражнение как раз поможет нам работать с дыханием.

4) Жужжание. Помимо шипа, можно жужжать медленным ровным звуком. На звук «ж» или «з», например. Можно даже засечь время, выполняя такое упражнение. Секундомер поможет тебе понять, не выпускаешь ли ты воздух слишком быстро и неравномерно, потому что долго жужжать ты сможешь, только если ты взяла правильное «нижнее» дыхание и выпускаешь воздух свободно и – главное – равномерно.

Итак, как мы только что увидели, главным участником процесса естественного и красивого пения является брюшная мускулатура. Именно она обеспечивает владение звуком, объемом и дыханием. С таким тезисом многие вокальные мэтры могут не согласиться, вспомнив сразу множество умных терминов:

- А как же маска?
- А почему ничего не сказали о том, что нужно очень широко открывать рот?
- Что значит «широко»?! Наоборот, рот достаточно раскрывать совсем немного!
- А как же вокальная улыбка, «оскал»?
- И ни слова про зевок!
- И про прикрытые звуки!

И впрямь, ни слова... Сейчас поясню, во-первых, что это за страшные звери такие, все эти маски и зевки, а, во-вторых, почему я не уделил им достаточно внимания.

Все эти приемы (а, на самом деле, приемов в разных вокальных школах много, много больше) в той или иной степени являются рабочими. То есть, их можно применять, и иногда даже эффективно. Однако гораздо эффективнее обращаться к боссу, а не к посредникам...
- То есть, к Вам, Ангел?
- Можно и ко мне. Но вообще я имел в виду, что босс - это мышцы. А всевозможные гримасы – посредники. Например, итальянская «вокальная улыбка» - это слишком широкая, неестественная, обнажающая зубы улыбка. На ней проще петь высокие ноты. И, правда, проще. Но почему? При такой улыбке у нас сокращаются все те же знакомые нам мышцы живота. А что будет, если убрать улыбку, но мышцы оставить? Да все то же самое, только без странной гримасы на лице. То же касается открытия рта. Широко, узко – неважно. Важно, чтобы было естественно и удобно. При сильном и громком крике рот открывается чуть шире сам собой (и так же при пении высоких нот). При обычной речи (и обычном пении) достаточно открывать рот так, как мы его всегда естественным образом открываем. Или, например, возьмем зевок. Ощущение, что мы зеваем при пении, дает нам доступ к объему. Так же, как ощущение, когда нас тошнит, только слабее. Если по очереди зевнуть, а потом представить себе рвотные ощущения, то мы убедимся, что последнее дает объем более глубокий, а мышцы «цепляются» прочнее и стабильнее, чем при зевке. И так далее и тому подобное.

Еще одно, что важно отметить, говоря о настройке голоса, это о ПОСТАНОВКЕ ТЕЛА при пении.

Ты зачем сразу вскочила по стойке смирно, руки по швам? Я тебя об этом просил? Конечно же, скрючиться, выпятить вперед живот – это другая крайность, которая тоже не подходит. Спину нужно держать ровно, живот - втянутым. Однако при этом тело ни в коем случае не должно быть зажатым, как у тебя сейчас; тогда зажатым будет и звук. Не должно быть «неудобно стоять», не должно быть ощущения «некуда деть руки, ноги, плечи, себя». Если вдруг такое ощущение появляется, лучше походить или покачаться. Иногда «наворачивание кругов» по комнате одновременно с пением помогает расслабиться, и пение получается более свободным и естественным.

ГЛАВНЫЙ ВЫВОД, к которому тебе стоит придти сегодня, следующий. Петь нужно также естественно и свободно, как говорить. Как дышать. Любая зажатость тела и сознания в момент пения отрицательно скажется на звуке. В пении не надо бояться выражать эмоции. Напротив. Эмоции могут помочь и звукоизвлечению, и появлению в голосе магии. Например, если не постесняться и крикнуть так, как хотелось бы, не сдерживая себя, то звук получится лучше, чем если сдерживаться. Если в пении искренне и очень открыто смеяться, плакать, злиться, радоваться, ругаться, уговаривать, убеждать, упрашивать, восхищаться и так далее и тому подобное, это даст гораздо более полный, открытый и яркий звук, который, кроме того, будет насыщен живой эмоцией. Человек наполняет свой голос (свой музыкальный инструмент) эмоциями, и тогда звук получается живым, волшебным. Голос без вложенного чувства, звук, не отягощенный мыслью, может быть эстетичным, но... пустым. Бывают редкие ситуации, когда это нужно, когда требуется, чтобы человеческий голос звучал инструментально и безлично. Но в большинстве случаев наш голос выражает нас как Творцов, Волшебников, «Человеков». И о магии голоса можно начинать говорить тогда, когда голос звучит свободно и естественно - раз; а значит, ярко, сильно, глубоко и подвижно – два; наполненно самыми разными чувствами и мыслями – три...

Голос внезапно замолк. Так же внезапно, как и появился. Даже не предупредив, когда будет урок, не попрощавшись, не сказав, что уходит. Но у Ангелов свои причуды, а Метелка накрепко запомнила, что надо верить. И поэтому день за днем она верила, и ждала, когда же Ангел вернется...


(c) Серая Метелка, 2009

Назад | На главную | Вперед

Hosted by uCoz