Диплом Серой Метелки,
выпускницы Хогвартса Сириуса, Рейвенкло
Научный руководитель: профессор Olyush

МАГИЯ ГОЛОСА
Искусство пения как аспект магии голоса

Приложение 2: Классификация голосов


Женские голоса:

Сопрано – самый высокий женский голос, серебристый и прозрачный по звучанию. 258-1304 (колебаний в секунду).
Колоратурное сопрано – самый высокий и исключительно подвижный женский голос; хрупкий, изящный, с серебряным верхним регистром; очень подвижный и способный исполнять сложные фиоритуры, мелизмы, трели и рулады (т.е. украшения – “coloratura”). Пример партии: Царица ночи, «Волшебная флейта» Моцарта. Примеры исполнительниц: Амелита Галли-Курчи (1882-1963), Диана Дамрау (р. 1971).
Лирико-колоратурное сопрано – голос, обладающий подвижностью колоратуры и мягкостью тембра, яркостью и кантиленой лирического сопрано. Пример партии: Лакме, Делиб. Примеры исполнительниц: Антонина Нежданова (1873-1950), Лили Понс (1989-1976).
Лирическое сопрано – голос с мягким теплым тембром, ярко звучащий на всем диапазоне. Верхний и средний регистры звучные, нижний – матовый. Хорошо подходит для исполнения лирических кантиленных партий. Примеры партий: Маргарита, «Фауст» Гуно, Иоланта, «Иоланта» П.И. Чайковского. Примеры исполнительниц: Рене Флеминг, Кири Те Канава (р. 1944).
Лирико-драматическое сопрано – очень выразительный женский голос, в котором сочетаются мягкость и кантилена лирического сопрано с сочными нижними нотами и объемом драматического сопрано. Голос более звучный, чем лирическое сопрано. Примеры партий: Татьяна, «Евгений Онегин» П.И. Чайковского, Аида, «Аида» Верди. Примеры исполнительниц: Мария Каллас (1923-1977), Джоан Сазерленд (р. 1926), Рената Тебальди (1922-2004).
Драматическое сопрано – сильный, объемный, яркий женский голос, позволяющий петь на сильном эмоциональном накале. Развиты все регистры: верхний, средний и нижний. Пример партий: Тоска, «Тоска» Пуччини. Примеры исполнительниц: Мария Гулегина, Биргит Нильсон (р. 1918), Леонтин Прайс (р. 1927).
Меццо-сопрано – средний женский голос, для которого характерна полнота звучания в среднем регистре и наличие нижнего грудного регистра. 217-1034 (колебаний в секунду).
Колоратурное меццо-сопрано – очень редкий средний женский голос, наделенный одновременно большим объемом и яркостью, как подобает меццо-сопрано, а также гибкостью и подвижностью, что позволяет петь сложнейшие пассажи, фиоритуры и рулады. Пример партии: Розина, «Севильский цирюльник» Дж. Россини. Примеры исполнительниц: Тереза Берганца (р. 1935), Чечилия Бартоли.
Высокое меццо-сопрано – по характеру звучания приближается к драматическому сопрано. Глубокий голос, при этом светлый по тембру. Яркий головной регистр и плотное сочное звучание в нижнем регистре. Пример партии: Амнерис, «Аида» Верди, Кармен, «Кармен» Бизе. Примеры исполнительниц: Ирина Архипова (р. 1925), Мария Максакова (1902-1974).
Низкое меццо-сопрано – по характеру звучания приближается к контральто. Крупный, плотный и сильный голос, с более звучными и яркими нижними нотами, но менее подвижный. Пример партии: Любаша «Царская невеста». Примеры исполнительниц: Тамара Синявская (р. 1943).
Контральто – самый низкий по регистру бархатный женский голос с роскошными грудными нотами. Очень густой и насыщенный, имеет хорошо развитую нижнюю часть диапазона, верхний регистр тяжеловат. 145-690 (колебаний в секунду). Пример партии: Кончаковна, «Князь Игорь», Ольга («Евгений Онегин»). Примеры исполнительниц: Кэтлин Ферриер (1912-1953), Эула Беал (1919-2008).

Мужские голоса:

Тенор – высокий мужской голос. 122-580 (колебаний в секунду).
Контратенор («мужское сопрано») – самый высокий мужской голос, звучащий в тесситуре сопрано, меццо-сопрано или контральто (певец с таким голосом может исполнять женские партии). Поет развитым фальцетом. Применяется в старинной барочной музыке. Примеры исполнителей: Филипп Жарусский. Примеры партий: Lascia ch’io pianga, Гендель.
Альтино - очень высокий, легкий, яркий голос с развитым верхним регистром, нижний регистр развит слабо. Часто не разделяют с контратенором.
Лирический тенор – мягкий, серебристый, очень подвижный, высокий мужской голос, с очень развитым верхним регистром и матовым нижним. Этому голосу свойственна задушевность тембра, способность к передаче мелодий певучего характера, а также подвижность, позволяющая исполнять украшения в партиях. Примеры партий: Альмавива, «Севильский цирюльник» Дж.Россини, Ленский, «Евгений Онегин» П.И. Чайковского. Примеры исполнителей: Леонид Собинов (1872-1934), Лучано Паваротти (1935-2007).
Лирико-драматический тенор – более плотный мужской голос, чем лирический тенор. Верхний регистр легкий, а нижний – сочный и глубокий. Примеры партий: герцог, «Риголетто» Дж.Верди. Примеры исполнителей: Юсси Бьорлинг (1911-1960), Франко Корелли (1921-2003).
Драматический тенор – очень сильный, объемный и насыщенный голос с выразительным ярким «металлическим» тембром. Развиты все регистры, особенно верхний и средний. В опере обычно исполняет партии мужественных сильных героев. Пример партии: Герман, «Пиковая дама» П.И. Чайковского. Примеры исполнителей: Энрико Карузо (1873-1921), Плачидо Доминго (р. 1941).
Баритон – средний мужской голос. 96-426 колебаний в секунду.
Лирический баритон – высокий, яркий, подвижный голос, приближающийся по характеру звучности к драматическому тенору, но более густой, с ярким развитым средним регистром. Примеры партий: Дон Жуан, «Дон Жуан» В.А. Моцарта. Примеры исполнителей: Юрий Гуляев.
Лирико-драматический баритон – чуть более густая нижняя часть диапазона, чем у лирического баритона; обладает свойствами лирического и драматического баритона. Примеры партий: Фигаро, «Севильский цирюльник» Дж. Россини. Примеры исполнителей: Титта Руффо (1877-1953), Муслим Магомаев (1942-2008).
Драматический баритон - бархатный, объемный, сильный по всему диапазону голос, в нижнем регистре приближающийся к басу. Примеры партий: Яго, «Отелло», Амонасро, «Аида» Верди. Примеры исполнителей: Этторе Бастианини (1922-1967), Дмитрий Хворостовский (р. 1962).
Бас – низкий мужской голос. 81-325 колебаний в секунду.
Высокий бас – обычно характерный (т.е. использующийся для характерных, часто комических ролей), подвижный мужской голос с мягкой окраской тембра. Примеры партий: Дон Базилио, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, Лепорелло, «Дон Жуан» В.А. Моцарта. Примеры исполнителей: Федор Шаляпин (1873-1938).
Центральный бас – крупный, яркий, очень сочный мужской голос, с богатым грудным регистром. Примеры партий: Борис Годунов, «Борис Годунов» Мусоргского. Примеры исполнителей: Борис Христов (1914-1993).
Бас-профундо (актавист) – самый низкий, грудной, самый объемный мужской голос с тяжелым средним и нижним регистром; может брать до фа контроктавы. Часто используется в церковно-хоровой музыке. Примеры исполнителей: Владимир Милер.

Отдельно выделяют высокий голос мальчиков до ломки голоса – дискант, который в свою очередь по партиям разделяется на низкий, средний и высокий. Примеры исполнителей: Виталий Николаев поет «Крейсер Аврора».

Однако при всей продуманности даже столь подробная классификация является отчасти искусственной и надуманной. Существуют так называемые «промежуточные голоса», которые не вписываются ни в одну из указанных категорий. Есть голоса, которые, например, обладают диапазоном, характерным для одного типа голоса, а окраской, свойственной другому типу. Или силой голоса, свойственной одному типу, а подвижностью, свойственной другому. Если обладатели таких голосов становились великими певцами, для их голоса могли даже придумать очередное уточняющее название. К примеру, голос Марии Каллас назвали лирико-драматическим сопрано ажилито. Некоторые голоса определяли как «универсальные». К примеру, Полину Виардо называли «универсальным сопрано», поскольку она могла петь партии контральто, меццо-сопрано и колоратурного сопрано. Примеры, приведенные мной для иллюстрации типов голосов, тоже весьма относительны, и на голоса многих из этих певцов можно посмотреть по-разному.

А сколько в истории было случаев, когда преподаватели определяли голос ученика как голос определенного типа и ошибались, а в результате ошибки приводили к весьма серьезным последствиям! Не сосчитать. Уже упомянутую Каллас учила Эльвира Де Идальго, певица, являвшаяся лирико-колоратурным сопрано. Де Идальго сделала голос ученицы подвижным, научила Марию петь сложнейшие украшения, однако от природы у Каллас было драматическое сопрано, если не высокое меццо. В результате неправильной постановки, в сочетании с очень негуманным обращением певицы с собственным здоровьем, Мария довольно быстро потеряла голос. Еще один величайший певец в истории, певец-легенда, Энрико Карузо, обладал природным баритоном, однако его обучали как тенора. Да, в итоге Карузо «стал» баритональным тенором или драматическим тенором (определяют по-разному), но голос его очень перенапрягался, форсировался, и в результате за свою короткую карьеру Карузо перенес семь (!!!) операций на голосовых связках.

Что следует из вышесказанного? Что очень важно определить свой тип голос правильно? Разумеется, это важно, однако, на мой взгляд, определение типа голоса – не самоцель, а одна из задач, сопутствующих правильному естественному открытию голоса. Когда человек поющий не делает со своим голосом и организмом ничего противоестественного, то и вреда нет никакого. Противоестественность же дает о себе знать моментально: быстрой усталостью и некомфортными ощущениями при пении, вплоть до боли, потерей индивидуальности звучания, физической зажатостью и неловкостью, потерей яркости звучания и т.п. Так вот, если ради желания (своего, друзей или педагога) певец хочет сделать из своего высокого баса драматический тенор, то ни к чему хорошему это не приведет. И уж, конечно, магия в таком искореженном голосе, если и останется (как в редких случаях, подобных тем, что я привела в пример), существенно изменится по характеру и быстро сойдет на нет.


(c) Серая Метелка, 2009

Назад | На главную | Вперед

Hosted by uCoz