Диплом Серой Метелки,
выпускницы Хогвартса Сириуса, Рейвенкло
Научный руководитель: профессор Olyush

МАГИЯ ГОЛОСА
Искусство пения как аспект магии голоса

Глава 1: Сказка и быль.
1.2. Пение в истории магии



Прежде чем в глубочайшей древности человек освоил язык, он уже издавал разновысотные звуки, с помощью которых он выражал свои эмоции и общался. Древнейшие ОБРЯДЫ были всегда сопряжены с танцем, боем и пением. Музыка и голос объединяли людей. В таком виде обряд с легкостью запоминался и передавался из поколения в поколение. Музыка и бой барабанов или бубнов пробуждали экстаз в верующих, а главное, музыка была призвана пробуждать богов. Мы можем до сих пор встретиться с подобными обрядами, например, обратившись к камланию шаманов. Чтобы войти в транс и перейти в иной мир, шаман входит в определенный, не свойственный обычной жизни ритм с помощью дикой пляски, ударов в бубен, а так же с помощью выкриков, пения, шепота, хрипа, стона – то есть определенной работы с голосом.

Время шло, но в разных культурах и в разные эпохи магические и религиозные обряды продолжали сопровождаться пением. Приведу лишь несколько примеров. Ритуальное хоровое пение до сих пор можно встретить в хоральных синагогах или в православных церквях. Кто-то из христианских святых даже замечал: «Кто поет, тот молится дважды», поскольку пение, адресованное Богу, создает особое пространство, где человек встречается со своим Творцом. Протяжным пением мулла зовет на молитву в мечеть. В тибетских монастырях Далай-ламой избирается обычно Мастер пения: лучший голос монастыря; а ритуалы в Тибете обычно проводятся под пение хора, состоящего из 400 голосов. В Индии нараспев произносятся мантры – различные звуки и звукосочетания, дающие прямую связь человека с Космосом. Кстати, индийская храмовая молитвенная музыка так и называется «мантровой».

Об Индии следует упомянуть отдельно. Дело в том, что индийские йоги разработали уникальное учение о связи физиологии человека с психикой и с Космосом. «Йога» в переводе с санскрита означает «связь, единение, сосредоточение, усилие». Эту самую связь йоги устанавливают с помощью танца, позы, музыки и (внимание!) дыхания и голоса. Через дыхание человек подключается к всеобщей биологической энергии (пране), что может быть полезно и для излечения болезней и для духовного совершенствования. Это учение позднее перешло в Китай, Египет, Грецию, Иудею, Ассирию и другие страны. О технике дыхания йог будет рассказано отдельно, в приложении к данной работе.

Обрядовая функция голоса до сих пор сохраняется, например, при произнесении магами заговоров и заклинаний.

Роль пения, впрочем, прослеживается не только в ритуалах, но и в МИФОЛОГИИ (впрочем, одно с другим связано, так что это неудивительно). Под мифологией в обобщенном смысле мы будем понимать мифы и предания разных народов о богах, героях и различных чудесных существах. Кроме того, в связи с мифологией мы будем упоминать авторское мифотворчество, мифологией не являющееся, однако обращающееся к ней как к истоку.

Начнем с того, что в различных культурах пение является атрибутом богов. В Египте богиня радости, веселья, юности и музыки, Баст, играла на систре и пела. То же полагалось делать и ее жрицам. Еще одна египетская богиня, Мерт, считалась богиней музыки и пения, покровительницей исполнения торжественных гимнов богам. Изображалась Мерт в виде женщины, отбивающей такт ладонями. Аккадская богиня Иштар с помощью звуков музыки освободила умерших от власти подземных богов. В Греции богинями и покровительницами пения, музыки и других искусств считались музы. Пением заведовала старшая муза, Каллиопа. Само ее имя переводится с греческого как «имеющая прекрасный голос». «Водитель муз» («мусагет»), солнечный Аполлон, также считается, среди прочего, богом пения в частности и богом искусств вообще. В карело-финской мифологии боги при творении обычно используют слово и пение. Вянемейнен пением творит лодки для гребцов, пением же разбивает скалу, где хранится Сампо. Лемминкьяйнен, чтобы очаровать женщин, создает пением различные чудесные вещи.

В христианской мифологической модели пение также имеет божественное происхождение. Сам Бог не поет, однако поют ангелы, прославляя Бога; причем пение их столь прекрасно, что не сравнимо ни с чем. Ангельское пение послужило прототипом мифотворческому образу айнуров у Дж.Р.Р. Толкиена. Айнуры не просто создают прекрасную музыку, но с помощью изобретенных мелодий творят мир. В индийской мифологии есть вечно юные и прекрасные демоны, Гандхавры, хранители сомы (и от них, кстати, рождаются первопредки людей), которые также умели очень красиво петь.

Божественный дар пения порой касался людей: бардов, менестрелей, героев, и такие люди выделялись из толпы себе подобных. Древнегреческого героя Орфея, владевшего певческим даром, по преданиям выходили слушать даже животные из леса. А деревья, услышав звуки его пения, склоняли к Орфею свою листву. Свой дар Орфей, по-видимому, получил от матери, музы Каллиопы, «отвечающей» за пение. Самой знаменитой историей, связанной с пением Орфея, стала легенда о том, как своим музыкальным искусством Орфей уговорил Аида вернуть в мир живых свою умершую жену Эвридику. В итоге, увы, все закончилось печально: Орфей нарушил уговор, и Эвридика вернулась в царство мертвых, но сам факт!

В кельтских легендах рассказывают о друидах, филидах и бардах, которые своими песнями творили чудеса. Каждый уважающий себя бард обязан был знать три вида песен: вызывающие радость, вызывающие грусть и вызывающие сон. Считается, что существовали песни, останавливающие битвы, и песни, на битву вдохновляющие. Вообще же основной специализацией бардов были хвалебные и хулительные песни (первоначальное значение слова «бард» - «певец хвалы»). Были также и высшие песни, их слагали филиды и друиды.

Представители некоторых волшебных разумных рас владеют пением как видом магии, им присущей.

Самый яркий пример того – СИРЕНЫ, волшебная раса, появившаяся в древнегреческой мифологии. Сирены - наполовину женщины, наполовину птицы, дочери бога моря (Акелоя или Форкеса) и одной из муз (Мельпомены, Терпсихоры или Стеропы). Жили они на острове и завлекали своим пением моряков. В трактовке Аполлония Родосского «голосистые сирены» очаровывали «сладостными песнями»; по версии Аполлодора сирены составляли целый вокально-инструментальный ансамбль: «одна из сирен играла на кифаре, другая пела, а третья играла на авлосе». Так или иначе пение было оружием этих птицедев. Услышав пение сирен, очарованные моряки забывали свой дом, семью и дела и оставались с ними на острове. Недаром греческое слово «сейрен» переводится как «очарование, обаяние». Две самые знаменитые встречи греческих героев с сиренами – это встречи с ними Ясона и аргонавтов и Одиссея и его спутников. Аргонавты спасаются от сирен лишь благодаря Орфею, который находится среди них и наносит соблазнительницам «ответный удар»: зачаровывает сирен своей игрой на лире. Одиссей и его спутники спасаются от искусительниц, благодаря совету волшебницы Цирцеи. Проплывая мимо островов сирен, Одиссей приказал своим спутникам залепить уши воском, а себя привязать к мачте и ни в коем случае не отвязывать. Услышав пение сирен, Одиссей испытал невообразимые муки. Он умолял товарищей отвязать его, но у тех уши были залиты воском, и лишь поэтому герою удалось спастись. Согласно некоторым мифам, сирены погибли после встречи с Одиссеем, так как нашелся тот, на кого их пение не подействовало. Единственным положительным упоминанием сирен в античной литературе было упоминание их Платоном. Платон представлял себе небесную музыку как пение восьми сирен. Их пение движет планеты (и в этом образы сирен сближаются с божественными образами других культур и с образами ангелов).

Сирены стали символом воздействия музыкального искусства, символом гибельного женского очарования, символом соблазна. Кроме того, сирены стали символом смерти. Именно поэтому иногда сирены представлялись как музы погребального плача и изображались на древнегреческих надгробиях.

Еще одна волшебная раса, близкая к сиренам и тоже связанная и с пением и искусством обольщения, это РУСАЛКИ, полудевушки-полурыбы, духи водоемов. Во многих мифах и легендах о русалках есть упоминания об их прекрасном пении. Русалки своей прекрасной внешностью олицетворяют красоту воды, а своими чудесными голосами - ее журчание. Английский писатель Дж. Чосер в «Романе о розе», написанном в 1366 году, сравнивает чудеса с пением морских русалок. В пьесе «Сон в летнюю ночь» Уильяма Шекспира говорится о русалке, чье пение было столь прекрасно, что бурное море успокоилось, а некоторые звезды, заслушавшись пением морской красавицы, упали с небес. В сказке Г.Х.Андерсена голос русалочки был символом ее души, и она отдает этот дар ради того, чтобы стать человеком и быть рядом со своим возлюбленным.

В славянской мифологии есть несколько волшебных рас, связанных с пением. Это САМОДИВЫ И САМОВИЛЫ (ВИЛЫ, ВЕЙЛЫ).

Самодивы – это прекрасные юные девы в белых одеждах с длинными русыми косами (в волосах содержится их сила и жизнь) и блистающими, как молнии, карими глазами. Голос у самодив чарующий и сладкозвучный. «Беда человеку, который прельстится самодивой! Ему опостылит весь мир и жизнь будет не в радость... Наравне с эльфами, лесными и водяными духами, самодивы признаются за падших ангелов; низвергнутые с неба, они населили воды, а иные остались в воздухе и по ночам нарушают тишину своими чудными звуками, которые слышатся то как отдалённая музыка, то как девичьи песни…», - пишет А.Н. Афанасьев в своей работе «Мифология Древней Руси». Самодивы часто любят завлекать пастухов, чтобы те играли им на свирели.

Самовилы в славянской мифологии – очаровательные молодые девушки с распущенными волосами и крыльями, с копытами на ногах, обитающие в горах и умеющие летать, как птицы, а также охраняющие воду и колодцы. Самовилы (как и самодивы) одеты в волшебные платья: если украсть платье у певуньи, можно подчинить ее себе. Вилы обладают лекарским даром, способны использовать силы природы и повелевать стихиями. Иногда бывают добры к людям и могут им даже помогать, а иногда (если их разозлить) способны убить, в лучшем случае – соблазнить. Одним из средств соблазна является их пение. Вейлы-вилы тщеславны и завистливы, и если им покажется, что кто-то может петь и танцевать лучше, чем они, то вилы свирипеют по-настоящему и способны на все. В сербской народной сказке «Королевич Марко» вейла Равийола услышала прекрасное пение королевича, да так разозлилась, что пустила в него две стрелы из своего лука. Одна стрела попала королевичу в горло, заставив его замолчать, а другая пронзила королевичу сердце. Впрочем, у этой сказки счастливый конец: вейла сменила гнев на милость, исцелила Марко, и два певца полюбили друг друга.

Еще одна певучая раса, встречающаяся как в различных европейских легендах, так и в мифотворческих авторских произведениях, - это ЭЛЬФЫ. Эльфы славятся своим удивительно красивым пением. Оно для них естественно, дано от природы, как и способности к врачеванию, бегу и бесшумной ходьбе. В отличие от сирен, русалок и различных самодив и самовил эльфы нечасто используют пение в качестве опасной магии искушения, однако и такие примеры известны. К примеру, ирландские «фейри», которые, по-видимому, являются эльфам близкой родственной расой, периодически утаскивают под холмы детишек, заманивая их пением.

ГАМАЮН, вещая птица с женской головой и грудью, представительница славянской мифологии, посланница бога Велеса. Гамаюн поет людям божественные гимны и предвещает будущее. Само слово «гамаюн» означает «баюкать».

АЛКОНОСТ, райская птица-дева из русских и византийских средневековых легенд. Согласно сказанию XVII века, алконост живет у рая и поет так, что забывает сам себя, что и говорить о тех, кто его слышит: они забывают обо всем на свете. Алконост утешает своим пением святых, возвещая им будущую жизнь.

СИРИН, еще одна птица-дева и тоже райская (славяне видели в слове «сирин» созвучие со словом «Ирий», рай). В русских духовных стихах сирин спускается из рая на землю и зачаровывает людей своим пением, а также разгоняет тоску и печаль. В западноевропейских легендах сирин, напротив, – воплощение несчастной, плачущей души, посланница властелина подземного мира. На самом же деле сирин, по-видимому, происходит от греческих сирен.

В валлийской мифологии ПТИЦЫ богини Рианнон могли пробудить мертвых, а живых погрузить в сон.

КЕНАРЕИ, волшебные, невероятно красивые полуженщины-полуптицы из Кампучии. У них радужное оперение, изящные лапки и прекрасное женское лицо. Живут кенареи в джунглях, прекрасно поют и танцуют и своим искусством зачаровывают заплутавших путников. Путники забывают, куда шли, и навсегда остаются в лесах со своими искусительницами.

В древнекитайской мифологии есть чудесная птица благоденствия, ЛУАНЬНЯО, с красным либо сине-зеленым оперением и с радужным хвостом. Луаньняо умеет воспроизводить любые звуки мира, при этом ее собственный голос похож на звон серебряного колокольчика. Появляется Луаньняо среди людей только тогда, когда в государстве царят мир и покой.

ХАЗАРАН БИБУЛ, иранская птица, «поющий соловей», весенняя птица. От ее пения расцветают засохшие сады, а горы и долины покрываются буйной растительностью.

В ирландской мифологии дети короля Лира, превратившись в ЛЕБЕДЕЙ (заколдованные злой мачехой), жили на озере триста лет и пели удивительно красивыми голосами. К этому озеру приходили все жители Ирландии, чтобы услышать дивное пение.

Примечательно, что большинство представителей певчих волшебных рас являются наполовину или отчасти птицами, что в общем неудивительно. Ведь испокон веков птицы изумляли и восхищали людей своим прекрасным пением.


(c) Серая Метелка, 2009

Назад | На главную | Вперед

Hosted by uCoz